Доклад председателя Государственного патентного ведомства Украины В.Л.Петрова на Семинаре "Права интеллектуальной собственности и связанные с ними возможности развития предпринимательства"
(Киев, 27 октября 1998 года)

Состояние, проблемы и направления развития государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине

На современном этапе развития рыночной экономики в Украине объекты интеллектуальной собственности превратились в один из активных факторов экономических отношений. Становление и развитие национальной системы охраны интеллектуальной собственности создали предпосылки для распространения результатов интеллектуальной деятельности в форме товара. Коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности стала основной целью правовой защиты этих объектов.

Охрана интеллектуальной собственности в государстве зависит от совершенства законодательно-нормативной базы в этой сфере и эффективного функционирования исполнительской инфраструктуры для реализации законодательства.

Государственное патентное ведомство Украины (Госпатент Украины) выполняет функции центрального органа государственной исполнительной власти в сфере правовой охраны объектов промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем, указания географического происхождения товаров, фирменные наименования). Экспертным органом Ведомства является Научно-исследовательский центр патентной экспертизы (НИЦПЭ).

Вопросы охраны объектов авторского права отнесены к компетенции Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам (ГААСП) при Кабинете Министров Украины.

Первым шагом на пути создания национальной законодательной базы в сфере охраны промышленной собственности в нашем государстве стало утверждение Президентом Украины в сентябре 1992 года "Временного положения о правовой охране объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений в Украине". Введение в действие этого Положения предоставило возможность уже в октябре 1992 года начать прием и экспертизу заявок на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки.

В 1993 году Верховным Советом Украины был принят Закон Украины "Об охране прав на сорта растений", а с июля 1994 года вступили в силу еще три Закона Украины об охране прав на: изобретения и полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг.

В 1997 году Верховным Советом Украины принят Закон Украины "Об охране прав на топографии интегральных микросхем". С 1 января 1997 года введен в действие Закон Украины "О недопущении недобросовестной конкуренции".

Право собственности, подтверждённое государственным охранным документом, предоставляет его владельцу исключительное право в течение установленного законом срока на территории Украины по своему усмотрению использовать объект промышленной собственности, не нарушая при этом прав других владельцев патентов. Закон запрещает без разрешения патентовладельца использовать защищенный объект промышленной собственности, а также применять охраняемый патентом способ, причем, патент, выданный на способ, защищает и продукт, полученный этим способом (действует косвенная защита).

Владелец объекта промышленной собственности может избрать любую форму предпринимательской деятельности для использования своего объекта. В частности, он может выступать как индивидуальный предприниматель, создать предприятие, внести принадлежащее ему право на объект промышленной собственности в качестве вклада в уставной фонд вновь создаваемого или уже действующего предприятия, то есть использовать право на защищенный объект промышленной собственности в качестве инвестиции.

Согласно действующему законодательству Украины коммерческую реализацию прав на объект промышленной собственности может осуществлять владелец защищенного объекта путем передачи прав собственности на этот объект или выдачи разрешения на его использование путем предоставления лицензии. Правовой формой выдачи лицензий на использование объектов промышленной собственности является лицензионный договор.

В Украине, в отличие от ряда других стран (например, США, Япония), отсутствует так называемая, разрешительная система купли-продажи лицензий. У нас предусмотрена только добровольная регистрация, если заинтересованным сторонам необходима защита своих интересов по отношению к третьим лицам.

Для того, чтобы переданные по договору права были действительными и охранялись законом, договоры о передаче прав собственности и лицензионные договоры должны быть зарегистрированы в Госпатенте Украины.

Регистрация лицензионных договоров имеет большое значение, так как процедура регистрации позволяет установить правомочность лица, передающего права по патенту, проверить действие охранного документа, выявить и устранить условия договора, противоречащие действующему законодательству или друг другу, а также другие упущения, которые могут повлечь нежелательные последствия для любой из сторон договора. Иными словами, регистрация лицензионных договоров обеспечивает их законность.

Кроме исключительной и неисключительной лицензий, законодательством предусмотрена возможность выдачи, так называемой, "открытой лицензии". Если патентообладатель не рассчитывает на серьезный спрос со стороны других лиц и заинтересован в снижении патентной пошлины, ему предоставляется возможность подать заявление в Госпатент о том, что он готов предоставить лицензию любому лицу. После публикации такого заявления он получает льготу по оплате ежегодной патентной пошлины, размер которой снижается на 50%. Любое лицо, желающее использовать изобретение, на которое выдана "открытая лицензия", обязано заключить с патентовладельцем договор о платежах. Споры по условиям такого договора рассматриваются в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. При желании, патентообладатель может отозвать свое заявление о предоставлении права на "открытую лицензию".

Отработан механизм и налажена процедура выдачи так называемого "короткого" патента на изобретение, то есть патента, выдаваемого сроком на 5 лет без проведения экспертизы по сути. Стоимость получения "короткого" патента составляет лишь 42,5 грн., а срок его выдачи - 7-8 месяцев от даты подачи заявки. Такая форма быстрого и дешевого получения патента в особенности удобна для предоставления правовой охраны изобретениям, созданным в результате выполнения научно-исследовательских работ, а также дает возможность быстрой коммерческой реализации изобретения.

На 1 сентября этого года в Госпатенте зарегистрировано 1105 договоров, в том числе: на изобретения - 749; промышленные образцы - 59; полезные модели - 3; знаки для товаров и услуг - 294. Из 1105 договоров: 403 договора - на передачу права собственности на объекты промышленной собственности, 654 лицензионных договора.

Имеющиеся данные свидетельствуют о стойкой тенденции уменьшения доли исключительных лицензий в общем объеме зарегистрированных договоров и увеличения числа неисключительных лицензий. Это объясняется осмотрительностью собственников охранных документов при заключении лицензионных договоров, а также значительным увеличением количества зарегистрированных договоров в таких отраслях, как пищевая промышленность и медицина, где рынок практически невозможно перенасытить, и поэтому заключение договоров на условиях неисключительной лицензии является целесообразным.

Учитывая, что на сегодня в Украине выдано около 12 тысяч свидетельств на знаки для товаров и услуг и действуют более 30 тысяч международных знаков, можно прогнозировать значительное увеличение лицензионных договоров, которые будут регистрироваться в нашем ведомстве, причём значительной частью среди них будут договора с участием иностранных собственников знаков.

В связи с тем, что действующее законодательство Украины предоставляет сторонам возможность свободно определять содержание лицензионного договора, представление на регистрацию полного текста договоров не является обязательным. Поэтому по состоянию на 1.09.98 г. только 72,4% (472) от общего количества (652) зарегистрированных договоров содержат раздел "Платежи".

Данные анализа раздела "Платежи", который присутствует в 264 лицензионных договорах на изобретения, зарегистрированных за восемь месяцев текущего года, свидетельствуют, что, чаще используют такие виды платежей как "роялти" и комбинированные платежи. Это закономерно для лицензионных договоров и удобно для обеих сторон. Размер "роялти" колеблется от 2% до 95%, что значительно превышает размер, обычный для международной лицензионной практики (от 1 % до 10% от объема продажи продукции в зависимости от отрасли промышленности). На сегодня определить зависимость между размером "роялти" и областью промышленности невозможно. Размер "роялти" устанавливается произвольно.

Во многих лицензионных договорах на использование знаков как база для определения размера "роялти" используются: объем продаж, себестоимость, "продажная цена продукции". Основой таких расчетов является реальный доход, который получает лицензиат при реализации объекта лицензии, то есть большинство лицензиаров исходит из простого анализа дохода, которое получит лицензиат.

В условиях продолжающихся процессов приватизации в Украине на базе имеющихся создается много новых предприятий различных форм собственности, которым старые предприятия передают свою интеллектуальную собственность. Оценивая сегодняшнюю ситуацию в экономике, можно с уверенностью сказать, что динамика активности украинских предпринимателей относительно передачи права собственности на объекты промышленной собственности в целом отвечает изменениям в экономическом состоянии страны.

Наиболее активно продают право собственности на изобретения государственные учреждения. Негосударственные учреждения всё чаще выступают принимающей стороной. С начала 1997 года наблюдается тенденция увеличения количества договоров о передаче права собственности от государственных предприятий физическим лицам, в частности, в области медицины.

Имеющиеся данные свидетельствуют о повышении интереса и активизации деятельности иностранных фирм относительно освоения украинского рынка товаров и услуг. Основное количество договоров на передачу права собственности на знаки для товаров и услуг заключаются между иностранными фирмами. В Госпатенте Украины не зарегистрировано договоров, по которому передается право собственности на знак от иностранного владельца украинскому юридическому или физическому лицу. Это свидетельствует о том, что иностранные компании заинтересованы в надёжной охране своих товаров на украинском рынке, когда в условиях рынка конкурируют не столько товары, сколько знаки.

По данным Госкомстата Украины по состоянию на 01.01.98 года 17 промышленных предприятий Украины продали за границу 32 лицензии. Из них учреждениями НАН Украины продано 18(56%) лицензий, учреждениями Министерства промышленной политики - 8(25%), Министерством образования - 3(9,4%), Академией аграрных наук - 1.

Лицензии проданы в такие страны: Российская Федераця, Китай, Словакия и США - по 3 (9,4%), Дания, Намибия, Мозамбик, Зимбабве, Польша, Беларусь - по 2 (6,3%) лицензии. Следует отметить, что 29 (90,6%) предприятий-экспортеров наукоёмкой продукции является государственными.

Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы, в Украине идет процесс формирования системы охраны и передачи прав на объекты промышленной собственности. Укрепление и развитие этой системы способствует возрождению экономики страны и позволяет украинским предпринимателям активно использовать объекты промышленной собственности для успешного развития бизнеса.

В то же время следует признать, что осведомлённость граждан и предприятий относительно возможностей коммерциализации прав на объекты промышленной собственности пока неудовлетворительна. Нужно усилить внимание вопросам своевременного оформления правовой охраны на объекты промышленной собственности и прочие результаты научно-технической деятельности, восстановление и укрепление патентно-лицензионных подразделений на предприятиях и в учреждениях. В переходный период, когда множество предприятий всё ещё находятся еще в государственной собственности и не имеют достаточного опыта защиты объектов промышленной собственности в условиях рынка, деятельность таких подразделений в значительной способствует сохранению и использованию интеллектуального потенциала страны.

Лицензионная торговля за период 1993-1998 гг. развивалась в условиях недостаточного государственного содействия коммерциализации отечественных научно-технических, конструкторских и технологических разработок на внутреннем и внешнем рынках, а также развитию специализированных структур, деятельность которых связана с коммерциализацией отечественных разработок.

Предприятия Украины работают в сложных условиях, когда их приоритеты смещены от вопросов планомерного развития в сторону выживания. В такой ситуации стремление к быстрому получению валютной выручки приводит к тому, что на зарубежные рынки они выходят без серьезной подготовки. Это приводит к финансовым потерям, создает благоприятные условия для овладения за бесценок иностранными фирмами ценной научной и технической информацией и значительно уменьшает конкурентоспособность продукции украинских предприятий на мировом рынке.

К факторам, которые негативно влияют на эффективное использование наукоёмких технологий, прежде всего, следует отнести неудовлетворительное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, вследствие чего недостаточным является экспорт технологий.

Интеллектуальные ресурсы Украины могут и должны стать одним из главных источников увеличения общественного богатства нации, а перспективные инновационные разработки должны стать экспортным товаром.

Поскольку внешнеэкономическая деятельность до недавнего времени была прерогативой государства, количество специалистов в этой области в учреждениях и на предприятиях недостаточно. Особенно это относится к маркетингу наукоёмкой продукции.

Необходима государственная поддержка экспорта наукоёмкой продукции, в частности, путем льготного налогообложения.

На сегодня в Украине отсутствует общегосударственная система контроля и регулирования процессов лицензирования. В определённой мере на этот процесс влияет Закон Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели", предусматривающий обязательное получение разрешения на патентование изобретений за рубежом.

Первоочередной является потребность создания в Украине структуры, которая бы могла решать следующие вопросы:
- поддержка экспорта, защита интересов экспортеров наукоёмкой продукции;
- разработка механизмов кредитования и страхования экспорта;
- изучение и анализ экспортного потенциала Украины в целом;
- определение приоритетов при благоприятствовании экспорту;
- создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультативной службы для разработчиков наукоёмкой продукции;
- осуществление экспертизы проектов законов и нормативных документов;
- разработка услуг для экспортёров, включая создание системы сертификации товаров двойного применения в соответствии с правилами таможенного регулирования.

Все это позволит создать механизм подготовки и заключения экспортных контрактов, начиная с момента определения объекта экспорта (конкретная продукция, технология, интеллектуальная собственность и т.п.), выбора надёжного партнёра, определения цены, таможенной подготовки, обеспечение кредитно-финансового и страхового механизмов, и заканчивая поставкой технологии на рынок.

Законодательно-нормативная база в сфере охраны промышленной собственности в целом обеспечивает возможность правовой охраны объектов промышленной собственности и их использования. В 1992 году введен в действие Закон Украины "О залоге", раздел V которого устанавливает и регулирует возможность собственника имущественных прав заключить договор о залоге принадлежащих ему прав. Ст.41 Конституции Украины провозглашает право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной и творческой деятельности, что действующим законодательством признано товаром, и потому может быть объектом любых гражданских правовых действий. Исходя из этого, у собственника прав на объекты промышленной собственности есть возможность заключить договор залога принадлежащих ему патентных прав. Как свидетельствуют обращения заинтересованных лиц, в большинстве случаев - залогодержателей (кредиторов), имеется насущная потребность в разработке механизма правового обеспечения гарантированного выполнения обязательств по договору залога имущественных прав, предметом залога которого являются патентные права. По-видимому, такой договор должен регистрироваться в Госпатенте Украины. Это вызвано тем, что:
- неисполнение залогодателем договорных обязательств приводит к переходу патентных прав, являющихся предметом залога, к залогодержателю, то есть осуществляется изменение владельца патентных прав, о чем необходимо внести запись в Государственный реестр;
- залогодатель должен обеспечить действительность и неизменность прав, являющихся предметом залога, т.е. своевременно оплатить сбор за поддержание действия патента, не передавать права собственности, не отказываться от патента, добросовестно защищать патент в случае возражения со стороны третьих лиц относительно его выдачи, не предоставлять лицензии на использование изобретения (промышленного образца) и "открытые лицензии".

Требует усовершенствования механизм обеспечения эффективной защиты прав на объекты промышленной собственности, в частности, судебного решения споров, которые возникают при реализации этих прав.

В заключение хотел бы отметить, что государственная система охраны интеллектуальной собственности в Украине в целом сформирована, функционирует и развивается. Создана национальная нормативно-законодательная база в этой сфере и исполнительные структуры для реализации законодательства.

Наша страна является участницей основных международных договоров в сфере охраны интеллектуальной собственности. Украина активно сотрудничает с международными организациями, в частности, с Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Европейской патентной организацией, национальными патентными ведомствами многих стран.

Украиной подписаны ряд соглашений с США: "Соглашение о торговых отношениях между Украиной и Соединёнными Штатами Америки", "Соглашение между Правительством Украины и Правительством Соединённых Штатов Америки о отрудничестве в сфере науки и технологий", а также "Соглашение между Украиной и Соединёнными Штатами Америки в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", в которых большое внимание уделено вопросам, связанным с охраной интеллектуальной собственности.

Представители Госпатента Украины участвуют в деятельности таких межправительственных структур как Украинско-Американская межгосударственная комиссия ("Кучма-Гор") и действующего в рамках этой комиссии Украинско-Американского комитета по вопросам торговли и инвестиций, Межправительственной украинско-американской комиссии содействия развитию торговли та инвестициям.

Таким образом, в нашей стране имеются предпосылки для развития предпринимательства с активным использованием в торговом обороте объектов интеллектуальной собственности, для привлечения в экономику Украины иностранных инвестиций, в том числе - в виде современных технологий.

Благодарю за внимание.
Председатель Госпатента Украины В.Л.Петров


вернуться в раздел Публикации

desclaimer
Created by mc design - Creative Design Lab
GERMANY, RUSSIA, UKRAINE, UZBEKISTAN, ESTONIA, ALBANIA, KOSOVO, MONGOLIA