Доклад председателя Госпатента Украины Валерия Петрова на Региональном семинаре для ученых и исследователей по вопросам лицензирования интеллектуальной собственности
(Киев, Украина, 5-7 октября 1998 года)

Роль государственных органов в регулировании лицензионной деятельности в Украине

На современном этапе развития рыночной экономики в Украине объекты интеллектуальной собственности превратились в один из активных действующих факторов экономических отношений. Становление и развитие патентной системы создали предпосылки для распространения результатов интеллектуальной деятельности в форме товара. Коммерческая реализация объектов интеллектуальной собственности стала основной целью правовой защиты этих объектов.

Обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности является неотъемлемым условием развития национальной экономики государства, что влияет на сохранение и обогащение научно-технического потенциала Украины, оказывает содействие развитию международной торговли, привлечению иностранных инвестиций, в частности, в виде самых современных технологий, выхода государства на мировой рынок интеллектуальной собственности как равноправного партнера.

Становление национального законодательства по интеллектуальной собственности стало возможным только после обретения Украиной независимости, седьмую годовщину которой мы торжественно отметили в этом году. Декларация о государственном суверенитете Украины, принятая Верховным Советом Украины 16 июля 1990 года, провозглашает, что Украина самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах. Соответственно весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Украины, провозглашается собственностью Украины и используется с целью обеспечения материальных и духовных потребностей граждан Украины. Принятие Верховным Советом 3 августа 1990 года Закона "Об экономической самостоятельности Украинской ССР", а 24 августа 1991 года - Акта провозглашения независимости Украины и создание самостоятельного государства - Украины заложили основы для создания национальной правовой системы, в том числе национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Основополагающие принципы интеллектуальной деятельности заложены в ныне действующей Конституции Украины, статья 54 которой гарантирует право гражданам на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, защиту их интеллектуальной собственности, авторских прав, моральных и материальных интересов, возникающих в связи с различными видами интеллектуальной деятельности.

Охрана интеллектуальной собственности в государстве зависит, прежде всего, от совершенства законодательно-нормативной базы в этой сфере и эффективного функционирования исполнительской инфраструктуры для реализации законодательства.

Основные направления научно-технической политики в нашей стране определяет Верховный Совет Украины, который утверждает программы научно-технического развития в стране.

Кабинет Министров Украины определяет государственную политику в сфере интеллектуальной деятельности, создает государственные органы управления. Так, вопросы по охране объектов авторского права отнесены к компетенции Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам (ГААСП) при Кабинете Министров Украины.

Управление научно-технической деятельностью возложено на Министерство Украины по делам науки и технологий, в структуру которого входит Государственное патентное ведомство Украины (Госпатент Украины). Ведомство выполняет функции центрального органа государственной исполнительной власти в сфере правовой охраны объектов промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем, указания географического происхождения товаров, фирменные наименования). Экспертным органом Ведомства является Научно-исследовательский центр патентной экспертизы (НИЦПЭ).

Первым шагом на пути создания национальной законодательной базы в сфере охраны промышленной собственности в нашем государстве стало утверждение Президентом Украины в сентябре 1992 года "Временного положения о правовой охране объектов промышленной собственности и рационализаторских предложений в Украине". Введение в действие этого Положения предоставило возможность уже в октябре 1992 года начать прием и экспертизу заявок на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. С этого времени началось формирование и внутреннего рынка лицензий.

В 1993 году Верховным Советом Украины был принят Закон Украины "Об охране прав на сорта растений", а с июля 1994 года вступили в силу еще три Закона Украины об охране прав: на изобретения и полезные модели, на промышленные образцы, на знаки для товаров и услуг.

В 1997 году Верховным Советом Украины принят Закон Украины "Об охране прав на топографии интегральных микросхем". С 1 января 1997 года введен в действие Закон Украины "О недопущении недобросовестной конкуренции".

Руководствуясь Конституцией Украины, которая гарантирует защиту интеллектуальной собственности, Госпатент Украины работает в направлении дальнейшего расширения и усовершенствования законодательной базы в сфере охраны промышленной собственности.

Разработан проект Концепции развития государственной системы охраны промышленной собственности, которая предусматривает программу усовершенствования законодательно-нормативной базы в этой сфере, а также формирование и развитие исполнительской инфраструктуры системы, необходимой для реализации законодательства.

1998 год - шестой год формирования рынка лицензий в Украине. Действующее законодательство обеспечивает необходимую охрану патентных прав для их широкого включения в экономический оборот.

Право собственности, подтвержденное охранным документом, предоставляет его владельцу исключительное право в течение установленного законом срока на территории Украины по своему усмотрению использовать объект промышленной собственности, не нарушая при этом прав других владельцев патентов, и одновременно запрещать без разрешения патентовладельца использовать защищенный объект промышленной собственности, а также применять охраняемый патентом способ, причем, патент, выданный на способ, защищает и продукт, полученный этим способом (действует косвенная защита).

Однако, патентообладатель не может предъявить претензию пользователю, если используемые средства, подпадающие под патентную охрану, введены в хозяйственный оборот законным путем. Условия свободного использования защищенных объектов промышленной собственности, когда не требуется согласие патентообладателя, определены законом.

Владелец объекта промышленной собственности может избрать любую форму предпринимательской деятельности для организации использования своего объекта. В частности, он может выступать как индивидуальный предприниматель, может создать предприятие, может внести принадлежащее ему право на объект промышленной собственности в качестве своего вклада в уставной фонд вновь создаваемого или уже действующего предприятия, то есть использовать право на защищенный объект промышленной собственности как инвестиции.

Согласно действующему патентному законодательству Украины коммерческую реализацию прав на объект промышленной собственности, в полном объеме или частично, может осуществлять владелец защищенного объекта путем передачи прав собственности на этот объект или выдачи разрешения на его использование путем предоставления лицензии.

Правовой формой выдачи лицензий на использование объектов промышленной собственности является лицензионный договор.

Статья 41 Гражданского Кодекса Украины дает юридическое определение договора как совокупности обязанностей, обеспечиваемых правом. Возникновение обязательств начинается с момента вступления в силу договора, заключенного по взаимному согласию сторон. (ст. 4, ст. 151, ст. 161 ГК).

В Украине, в отличие от ряда других зарубежных стран (США, Япония), отсутстует, так называемая, разрешительная система купли-продажи лицензий. У нас предусмотрена только добровольная регистрация, если заинтересованным сторонам необходима защита своих интересов перед третьими лицами.

В соответствии с патентным законодательством все соглашения, связанные с передачей патентных прав на объекты промышленной собственности на территории Украины, вступают в силу в отношении двух сторон с момента подписания их сторонами, а в отношении любых иных лиц (судебных органов, нарушителей исключительных прав и т.д.) - с даты регистрации в Госпатенте Украины.

Для лицензионного договора возникновение обязательств также начинается с момента подписания договора сторонами, если иное не предусмотрено его условиями, например, с момента регистрации в Госпатенте Украины или с даты передачи техдокументации и т.д.

Для того, чтобы права, переданные по договору, были действительными и охранялись законом, договор о передаче права собственности (далее - договор) и лицензионный договор должны быть зарегистрированы в Патентном ведомстве Украины.

Регистрация договоров и лицензионных договоров осуществляется в соответствии с введенными в действие с 1 июля 1995г. Инструкциями о порядке рассмотрения и регистрации договоров на объекты промышленной собственности. Инструкции зарегистрированы в Минюсте Украины, что является гарантией того, что процедура не ограничивает права граждан и юридических лиц, предоставленные государством, выдавшем патент исключительного права.

Законодательство по охране объектов промышленной собственности в Украине предусматривает несколько видов лицензионных договоров, отличающихся друг от друга различными критериями. Госпатент регистрирует исключительные и неисключительные лицензии.

В Инструкциях указан порядок рассмотрения и регистрации документов, которые подаются в Госпатент Украины - в Управление патентования и лицензирования. Этими Инструкциями регламентируется также порядок внесения изменений и дополнений к действующему лицензионному договору, а также досрочного прекращения действия лицензионного договора.

Регистрация договоров и лицензионных договоров имеет большое значение, так как процедура регистрации позволяет установить правомочность лица, передающего права по патенту, проверить действие охранного документа, выявить и устранить условия договора, противоречащие действующему законодательству или друг другу, а также другие упущения, которые могут повлечь нежелательные последствия для любой из сторон договора. Иными словами, регистрация лицензионных договоров обеспечивает их законность.

Регистрация также обеспечивает формирование перспективного информационного массива, что является новым видом информации в Украине - информации о передаче исключительных прав на объекты промышленной собственности, с которым постоянно ведется работа. Это ответы на запросы судебных органов, налоговой инспекции, предоставление копий документов по их запросам и т.п. Нередко консультации и разъяснения, полученные в Управлении патентования и лицензирования, предотвращают судебные разбирательства между сторонами договора, приводят к урегулированию их взаимоотношений, обеспечивают продолжение действия договора при изменившихся обстоятельствах.

Ежегодно на основании деятельности Госпатента и статистических данных, предоставляемых Государственным комитетом статистики Украины и Национальной Академией наук Украины, проводится анализ состояния отечественного рынка лицензий. На основании анализа выявляются проблемы, требующие решения, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Кроме исключительной и неисключительной лицензий, законодательством предусмотрена возможность выдачи, так называемой, "открытой лицензии". Если патентообладатель не рассчитывает на серьезный спрос со стороны других лиц и заинтересован в снижении патентной пошлины, ему предоставляется возможность подать официальное заявление в Госпатент о том, что он готов предоставить лицензию любому лицу. После публикации такого заявления он получает льготу по оплате ежегодной патентной пошлины, размер которой снижается на 50%. Любое лицо, желающее использовать изобретение, на которое выдана "открытая лицензия", обязано заключить с патентовладельцем договор о платежах. Споры по условиям такого договора рассматриваются в суде или арбитражном суде. При желании, патентообладатель может отозвать свое заявление о предоставлении права на "открытую лицензию".

Порядок предоставления "открытой лицензии" указан в "Инструкции о порядке рассмотрения и публикации заявления владельца патента Украины о предоставлении любому лицу разрешения на использование запатентованного изобретения (полезной модели)", и "Инструкции о порядке рассмотрения и публикации заявления владельца патента Украины о предоставлении любому лицу разрешения на использование запатентованного промышленного образца" (опубликованы в газете "Инновация", № 14-15 за 1995г. и газете "Бизнес" № 46 от 05.12.95г.).

Отработан механизм и налажена процедура выдачи так называемого "короткого" патента на изобретение, то есть патента, выдаваемого сроком на 5 лет без проведения экспертизы по сути. В НИЦПЭ создано специальное подразделение для рассмотрения заявок на такие патенты. Стоимость получения "короткого" патента составляет лишь 42,5 грн., а срок его выдачи - 7-8 месяцев от даты подачи заявки. Такая форма быстрого и дешевого получения патента в особенности удобна для предоставления правовой охраны изобретениям, созданным в результате выполнения научно-исследовательских работ, а также дает возможность быстрой коммерческой реализации изобретения.

На 1 сентября этого года в Госпатенте было зарегистрировано 1105 договоров, в том числе: на изобретения - 749; на промышленные образцы - 59; на полезные модели - 3; на знаки для товаров и услуг - 294. Из 1105 договоров: 403 договора про передачу права собственности на объекты промышленной собственности, 654 лицензионных договора.

В 1997 году поступил и был рассмотрен по сути 381 договор/лицензионный договор (приложение 1 - диаграмма). За восемь месяцев 1998 г. этот показатель значительно увеличился, он составляет 462 договора/лицензионные договора.

Общее количество зарегистрированных договоров/лицензионных договоров за восемь месяцев 1998 г. составляет 302 договора, что на 15 % больше, чем в 1997 г., на 221% больше, чем в 1996 году, и на 228% больше, чем в 1995 году за соответствующий период.

60,7% от общего количества зарегистрированных в 1997 году договоров/лицензионных договоров относятся к приоритетным направлениям развития науки и техники. Значительное место в коммерческой реализации объектов промышленной собственности занимают изобретения, связанные с экологически чистой энергетикой, ресурсосберегающими технологиями и здоровьем человека.

Надлежит также отметить изменение количества регистраций лицензионных договоров по видам объектов промышленной собственности (Приложение 2).

Приведенные данные свидетельствуют о стойкой тенденции уменьшения доли исключительных лицензий в общем объеме зарегистрированных договоров и увеличения числа неисключительных лицензий. Это объясняется осмотрительностью собственников охранных документов при заключении лицензионных договоров, а также значительным увеличением количества зарегистрированных договоров в пищевой промышленности и медицине, в которых рынок практически невозможно перенасытить, и поэтому заключение договоров на условиях неисключительной лицензии является целесообразным.

В 1997 году, по сравнению с 1996 годом, доля договоров, зарегистрированных на условиях неисключительной лицензии, возросла: на изобретения - в 2,6 раза, на знаки - в 19,2 раза.

Значительно увеличилось и количество регистраций договоров о передаче права собственности на изобретения. Только за восемь месяцев 1998 года их количество возросло в 2,6 раза по отношению к соответствующему периоду 1997 года.

Если формирование рынка объектов промышленной собственности в Украине началось с торговли лицензиями на изобретения, то начиная с 1997 года темпы роста регистраций лицензионных договоров на знаки увеличились почти на 56% по сравнению с 1996 годом и на 100% по сравнению с 1995 годом, что, прежде всего, связано с развитием украинского рынка товаров и услуг (Приложение 3).

.Анализ отраслевой структуры лицензионных договоров на использование знаков указывает, что самое большое количество договоров заключается на использование знаков при производстве и реализации ликеро-водочной продукции и табачных изделий. Значительно возросла доля лицензионных договоров в сфере услуг.

Учитывая, что на сегодня в Украине выдано около 12 тысяч свидетельств на знаки и действуют более 30 тысяч международных знаков, можно прогнозировать значительное увеличение лицензионных договоров, которые будут регистрироваться в нашем ведомстве, и что значительной частью среди них будут договора с участием иностранных собственников знаков.

Проведение анализа лицензионных договоров относительно ставок роялти раздела "Платежи" дает возможность систематически следить за динамикой изменений размера ставок роялти и обобщать полученную информацию по отдельным областям и товарам.

В международной практике метод установления размера роялти с помощью средних отраслевых показателей используется как справочный, вспомогательный. Но для того, чтобы данные отображали реальное состояние коммерческого обмена объектов промышленной собственности в Украине, необходимо проводить такой анализ на протяжении продолжительного времени, используя значительный информационный массив.

В связи с тем, что действующее законодательство Украины предоставляет сторонам возможность свободно определять содержание договора/лицензионного договора, представление на регистрацию полного текста договоров не является обязательным. Поэтому по состоянию на 1.09.98 г. только 72,4% (472) от общего количества (652) зарегистрированных договоров содержат раздел "Платежи".

Данные анализа раздела "Платежи", который присутствует в 264 лицензионных договорах на изобретения, зарегистрированных за восемь месяцев текущего года, свидетельствуют, что, чаще используют такие виды платежей как роялти и комбинированные платежи. Это закономерно для лицензионных договоров и удобно для обеих сторон. Размер роялти колеблется от 2% до 95%, что значительно превышает размер, обычный для международной лицензионной практики (от 1 % до 10% от объема продажи продукции в зависимости от области промышленности). На сегодня определить зависимость между размером роялти и областью промышленности невозможно. Размер роялти устанавливается стихийно.

Например, ставки роялти в договорах на использование знаков распределились таким образом:
- продукты питания - 2 %;
- табачная промышленность - 2-8 %. Определение размера роялти встречается также в фиксированной сумме от количества произведенных сигарет (например, 96 пенсов за каждую 1000 шт. произведенной продукции);
- ликеро-водочная промышленность - от 0.1 коп. до 5 коп. за единицу продукции (0.3 - 2 DM за 0.7л);
- легкая промышленность, приборостроение, сельское хозяйство - размер роялти определен фиксированной суммой, выплачиваемой ежеквартально;
- химия и фармацевтика - 10 %;
- издательская деятельность - 10 %.

Во многих лицензионных договорах на использование знаков, как база для определения размера роялти, используются: объем продаж, себестоимость, "продажная цена продукции". Основой таких расчетов является реальный доход, который получает лицензиат при реализации объекта лицензии, то есть большинство лицензиаров исходит из простого анализа дохода, которое получит лицензиат.

Сегодня в Украине продолжается процесс приватизации. На базе старых создается много новых предприятий различных форм собственности, которым старые предприятия передают свою интеллектуальную собственность. Оценивая сегодняшнюю ситуацию в экономике, можно с уверенностью сказать, что динамика активности украинских предпринимателей относительно передачи права собственности на объекты промышленной собственности отвечает изменениям в экономическом состоянии страны (Приложение 4).

. Анализ лицензионных договоров выявил тенденцию увеличения активности национальных субъектов лицензионных договоров. Так, при общем росте количества регистраций (с 33 в 1996 г. до 168 в 1997 г.), доля лицензионных договоров, заключенных национальными участниками, увеличилась с 85 % (28 договоров) до 91 % (150 договоров) за эти же годы. Это свидетельствует о заинтересованности национальных предпринимателей в распространении своего товара и услуг на внутреннем рынке.

Приведенные данные свидетельствуют, что наиболее активно продают свое право собственности на изобретения государственные учреждения. Негосударственные учреждения все чаще выступают принимающей стороной. Начиная с 1997 года наблюдается тенденция увеличения количества договоров о передаче права собственности от государственных предприятий физическим лицам, в частности в области медицины. Это обусловлено, по нашему мнению, финансовыми затруднениями некоторых государственных институтов-разработчиков в части оплаты сборов за поддержание действия патентов, банкротства и ликвидации юридических лиц, отсутствия контроля со стороны государства за передачей права собственности на объекты промышленной собственности, созданные за счет бюджетных редств.

На основе анализа лицензионных договоров про передачу права на использование изобретений выявлено, что их основное количество на внутреннем рынке заключается между национальными физическими и юридическими лицами. Высокой остается активность физических лиц - Лицензиаров. Наблюдается тенденция увеличения активности негосударственных структур как в приобретении, так и в передаче запатентованных технологий.

Приведенные данные свидетельствуют о повышении интереса и активизации деятельности иностранных фирм относительно освоения украинского рынка товаров и услуг (Приложение 5).

Основное количество договоров на передачу права собственности на знаки заключается между иностранными фирмами. В Госпатенте не зарегистрировано ни одного договора, по которому передается право собственности на знак от иностранного владельца украинскому юридическому или физическому лицу. Это свидетельствует о том, что иностранные компании заинтересованы в надежной охране своих товаров на украинском рынке, когда в условиях рынка конкурируют не столько товары, сколько знаки.

Лицензионные договора на использование знаков в большинстве своем заключаются между государственными учреждениями. Негосударственные учреждения все больше проявляют интерес в приобретении прав на использование знаков, заботясь о защите своих товаров на внутреннем рынке.

Анализ основных показателей, предоставленных НАН Украины, относительно разработки, внедрения и защиты интеллектуальной собственности в 1997 году, показал рост заинтересованности иностранных партнеров к научно-техническому сотрудничеству на коммерческой основе с научными учреждениями Украины.

Так, заказчиками разработок были организации 33 стран мира и 2 международные организации, а исполнителями контрактов - почти 40 академических учреждений. Учреждениями НАН Украины заключено 29 соглашений и контрактов с отечественными и зарубежными фирмами, организациями и предприятиями на использование разработок учреждений Академии, выполненных на уровне изобретений, на передачу "ноу-хау" и предоставление услуг типа "инжиниринг".

Всего по этим соглашениям использовано 44 изобретения, а доход от использования разработок, осуществленных на основе изобретений, подтвержденный документами, составил 180,1 тыс. гривень.

По данным Госкомстата Украины по состоянию на 01.01.98 года 17 промышленных предприятий Украины продали за границу 32 лицензии. Из них 7(21,9%) лицензионных договоров начали свое действие в 1997 году, среди которых 4 - на инжиниринг, 3 - на "ноу-хау" и инжиниринг. Срок действия этих договоров - до 5 лет.

Из них учреждениями НАН Украины продано 18(56%) лицензий, учреждениями Министерства промышленной политики - 8(25%), Министерством образования - 3(9,4%), Академией аграрных наук - 1.

Проданы лицензии Российской Федерации, Китаю, Словакии, США - по 3 (9,4%), а Дании, Намибии, Мозамбику, Зимбабве, Польше, Белорусии - по 2 (6,3%) лицензии.

Из общего количества лицензий (32) продано 10 патентных лицензий, по которым передано право на использование 10 изобретений, 1 промышленного образца и 2 знаков. Среди объектов интеллектуальной собственности, право на использование которых было передано по 32 соглашениям, 10 представляют "ноу-хау" и 21 - услуги типа инжиниринг.

Следует отметить, что 29 (90,6%) предприятий-экспортеров наукоемкой продукции является государственными.

Таким образом, несмотря на проблемы экономического, политического и организационного характера, в Украине идет процесс формирования системы охраны и передачи прав на объекты промышленной собственности. Укрепление и развитие этой системы имеет возможность оказывать содействие возрождению экономики страны, ускорить процесс ее развития и позволит украинским предпринимателям активно использовать объекты промышленной собственности для успешного развития бизнеса.

В то же время необходимо отметить, что осведомленность граждан и предприятий относительно возможностей коммерциализации прав на объекты промышленной собственности пока является низкой. Необходимо усилить внимание со стороны руководителей министерств, ведомств, государственных предприятий и научных учреждений к вопросам своевременного оформления правовой охраны на объекты промышленной собственности и прочие результаты научно-технической деятельности, восстановление работы патентно-лицензионных подразделений в учреждениях, организациях, на предприятиях.

Первостепенной остается потребность создания соответствующих подразделений в отраслевых министерствах и ведомствах. Как свидетельствует опыт, взаимодействие с сотрудниками ведомств, которые имеют такие подразделения, намного ускоряет решение вопросов, связанных, в частности, с правильным оформлением лицензионных договоров и договоров о передаче права собственности.

Возможно, в переходный период, когда много предприятий находится еще в государственной собственности и не имеет соответствующего опыта защиты объектов промышленной собственности в условиях рынка, наличие патентно-лицензионных подразделений в значительной мере будет способствовать сохранению интеллектуального потенциала страны.

Лицензионная торговля за период 1993 - 1998 годов развивалась в условиях отсутствия государственного благоприятствования коммерциализации отечественных научно-технических, конструкторских и технологических разработок на внутреннем и внешнем рынках, а также специализированных структур, деятельность которых связана с коммерциализацией отечественных разработок.

Предприятия Украины работают сегодня в сложных условиях, когда их приоритеты вынуждены смещаться от вопросов планомерного развития в сторону выживания. В такой ситуации стремления к быстрому получению валютной выручки приводит к тому, что на зарубежные рынки они выходят без серьезной подготовки. Это, в свою очередь, приводит к финансовым потерям, создает благоприятные условия для овладения за бесценок иностранными фирмами ценной научной и технической информацией и значительно уменьшает долю конкурентоспособной продукции украинских предприятий на мировом рынке.

К факторам, которые негативно влияют на эффективное использование наукоемных технологий, прежде всего, следует отнести неудовлетворительное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований, вследствии чего мизерным является объем экспорта технологий на мировой рынок.

Поэтому важным является вопрос создания государством благоприятных условий для коммерциализации отечественных разработок на внутреннем и внешнем рынках.

Интеллектуальные ресурсы Украины могут и должны стать одним из главных источников увеличения общественного богатства нации, а перспективные инновационные разработки могут стать экспортным товаром. Госпатент Украины неоднократно предлагал создать в Украине неприбыльную организацию, которая может выполнять роль национального координатора в сфере коммерциализации украинских технологий и оборудования. Такая организация, благодаря особым отношениям с основателями - государственными органами, могла бы взять на себя и определенные функции контроля за экспортом и импортом технологий.

Комплект документов для создания Национального фонда технологий и экономические расчеты были в свое время подготовлены Госпатентом совместно с Национальной Академией наук Украины и переданы на рассмотрение в Кабинет Министров Украины. Но эти предложения, к сожалению, не нашли поддержки в Кабинете Министров Украины. Таким образом, перспективный проект, не имея адекватных финансовых возможностей для обеспечения правовой защиты и экспортирования конкурентоспособных украинских технологических разработок, не был реализован.

Поскольку внешнеэкономическая деятельность до недавнего времени была прерогативой государства, специалисты в этой области в самих учреждениях и на предприятиях малочисленны. Особенно это относится к маркетингу наукоемкой продукции.

Необходима государственная поддержка экспорта наукоемкой продукции, в частности, путем льготного налогообложения. Необходимо проводить единую налоговую политику в отношении участников технологического цикла создания экспортной продукции, причем такую, которая бы стимулировала патентно-лицензионную деятельность.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в народное хозяйство страны также требует пристального внимания. Ряд государственных органов и общественных организаций, в частности, министерства (Минобороны, Минвнешэкономторг, Минпромполитики, Миннауки, Госпатент, Национальная Академия наук Украины, Внешнеторговое объединение "Укримпэкс", Торгово-промышленная палата, Государственная таможенная служба, Госстандарт, Государственная служба экспортного контроля) занимаются в той или иной мере вопросами регулирования лицензионной деятельности в Украине. В ряде случаев они работают сообща. Но этого в современных условиях недостаточно. Надлежащая система регулирования лицензионной деятельности в Украине может быть эффективной только при условии государственной поддержки.

На сегодня в Украине нет общегосударственной системы контроля и регулирования процессов лицензирования. В определенной мере на этот процесс влияет Закон Украины "Об охране прав на изобретения и полезные модели", предусматривающий обязательное получение разрешения на загранпатентование изобретений.

Успех на рынке технологий и формирование самого рынка определяется уровнем развития его инфраструктуры. Поэтому первоочередной является потребность создания в Украине такой структуры, которая бы могла решать следующие вопросы:
- поддержка экспорта, защита интересов экспортеров наукоемкой продукции;
- разработка механизмов кредитования и страхования экспорта;
- изучение и анализ экспортного потенциала Украины в целом;
- определение приоритетов при благоприятствовании экспорту;
- создание системы внешнеторговой информации и информационно-консультативной службы для разработчиков наукоемкой продукции;
- осуществление экспертизы проектов законов и нормативных документов;
- разработка услуг для экспортеров, включая создание системы сертификации товаров двойного применения в соответствии с правилами таможенного регулирования.

Все это позволит создать механизм проведения экспортных контрактов, начиная с момента определения объекта экспорта (конкретная продукция, технология, интеллектуальная собственность и тому подобное), выбора надежного партнера, определения цены, таможенной подготовки, обеспечение кредитно-финансового и страхового механизмов, кончая поставкой технологии на рынок.

Такая организация могла бы работать под эгидой Министерства внешне-экономических связей и торговли.

Законодательно-нормативная база в сфере охраны промышленной собственности в целом обеспечивает возможность правовой охраны объектов промышленной собственности и их использования. В 1992 году введен в действие Закон Украины "О залоге", раздел V которого устанавливает и регулирует возможность собственника имущественных прав заключить договор о залоге надлежащих ему прав. Ст.41 Конституции Украины провозглашает право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной и творческой деятельности, что действующим законодательством признано товаром, и потому может быть объектом любых гражданских правовых действий. Исходя из этого, у собственника прав на объекты промышленной собственнсти есть возможность заключить договор залога патентных прав, которые ему принадлежат. Как свидетельствуют обращения заинтересованных лиц, в большинстве случаев залогодержателей (кредиторов), есть насущная потребность в разработке механизма правового обеспечения гарантированного выполнения обязательств по договору залога имущественных прав, предметом залога которого являются патентные права. По-видимому, такой договор должен регистрироваться в Госпатенте Украины. Это вызвано тем, что:
- неисполнение залогодателем договорных обязательств приводит к переходу патентных прав, являющихся предметом залога, к залогодержателю, то есть осуществляется изменение владельца патентных прав, о чем необходимо внести запись в Государственный реестр;
- залогодатель должен обеспечить действительность и неизменность прав, являющихся предметом залога, то есть своевременно платить сбор за поддержание действия патента, не передавать права собственности, не отказываться от патента, добросовестно защищать патент в случае возражения со стороны третьих лиц относительно его выдачи, не предоставлять лицензии на использование изобретения (промышленного образца) и "открытые лицензии".

Требует усовершенствования механизм обеспечения эффективной защиты прав на объекты промышленной собственности, в частности, судебного решения споров, которые возникают при реализации этих прав. Необходимость надежной судебной защиты в этой сфере предусмотрена рядом международных договоров, в частности, Соглашением по торговым аспектам интеллектуальной собственности и Соглашением о сотрудничестве между Украиной и ЕС. В связи со специфичностью таких дел, несовершенством нормативной базы и отсутствием подготовленных специалистов стоит вопрос о необходимости создания специализированного патентного суда.

Пока такой специализированный суд не создан, и основным аргументом против его создания является незначительное количество дел в этой сфере, рассматриваемых в настоящее время в судах, Госпатент и Высший арбитражный суд пошли по пути обучения и повышения квалификации судей арбитражных судов Украины в сфере правовой защиты промышленной собственности.

Следует в завершение отметить, что система регулирования лицензионной деятельности в Украине находится в состоянии становления и окончательно еще не отработана. Решение этой задачи - дело многих (как упомянутых, так и не упомянутых) министерств, организаций и служб Украины.

вернуться в раздел Публикации

desclaimer
Created by mc design - Creative Design Lab
GERMANY, RUSSIA, UKRAINE, UZBEKISTAN, ESTONIA, ALBANIA, KOSOVO, MONGOLIA