Некоторые вопросы развития и охраны интеллектуальной собственности в Украине
(Доклад на V Международной научно-практической конференции "Актуальные вопросы развития инновационной деятельности и охраны интеллектуальной собственности" 11 - 15 сентября 2000 года, г. Алушта)

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего, позвольте поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке Конференции, ее организации и проведении.

Я уверен, что открытое обсуждение на конференции проблемных вопросов будет способствовать реализации важной задачи, которая стоит перед государством: интеграции достижений отечественной науки и промышленности в мировое научно-техническое пространство при сохранении и защите национальных приоритетов. Нам есть, чем гордиться. Нам есть, что защищать. Как и ранее, многие страны мира проявляют заинтересованность в использовании созданных в Украине прогрессивных технологий, результатов разработок наших научных работников, изобретателей и дизайнеров.

Обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности - неотъемлемое условие развития национальной экономики. Трудно переоценить ее влияние на сохранение и обогащение научно-технического потенциала Украины, развитие международной торговли, привлечение иностранных инвестиций, в частности, в виде современных технологий, выход нашего государства на мировой рынок интеллектуальной собственности как равноправного партнера.

Недавно все мы торжественно отмечали девятую годовщину провозглашения независимости Украины. Патентная система Украины почти ровесница нашей страны. Это небольшой срок в масштабах патентных систем развитых стран и, естественно, ей присущи все недостатки развития. Мне, как человеку, которому было доверено руководить созданием новой системы, и который возглавлял ее на протяжении восьми лет, эти недостатки видны лучше, чем кому-либо другому. За прошедшее время было сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Мне бы хотелось обратить Ваше внимание не на достижения, которые, безусловно, были, а на проблемы и задачи, которые стоят перед нашей страной в сфере охраны, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности, и которые не были решены, конечно, и в силу субъективных, но в значительной степени объективных причин. Однако, база, условия для успешного развития этой системы были созданы. Это и развитая законодательная база, и великолепно оснащенный экспертный орган (прекрасные помещения, компьютерная сеть с несколькими сотнями рабочих мест, более 500 подготовленных специалистов, работающих в патентном ведомстве), а также компьютеризированная патентная библиотека с уникальной информацией, учебный Институт интеллектуальной собственности и права. Издается научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность" В течение последних 2-х лет вышел целый ряд очень интересных изданий Госпатента Украины по вопросам охраны интеллектуальной собственности.

Все это, как я уже сказал, позволяет надеяться, что национальная система охрана интеллектуальной собственности в Украине будет успешно развиваться.

Прежде всего, есть необходимость в разработке новой Концепции развития государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине, которая должна предусматривать программу усовершенствования законодательно-нормативной базы в этой сфере, а также формирование и развитие исполнительной инфраструктуры, необходимой для реализации законодательства.

Нужны реальные, а не декларативные перемены в отношении государственных органов к проблемам интеллектуальной собственности, в том числе, к вопросам правовой охраны изобретений и товарных знаков.

Руководствуясь Конституцией Украины, гарантирующей защиту интеллектуальной собственности, Государственному департаменту интеллектуальной собственности предстоит большая работа в направлении дальнейшего усовершенствования законодательной базы в сфере охраны промышленной собственности.

Особого внимания требует дальнейшее усовершенствование некоторых положений гражданского, уголовного, административного, антимонопольного, таможенного и налогового законодательства, имеющих отношение к охране и использованию прав на объекты интеллектуальной собственности.

Созданная законодательно-нормативная база в целом решает вопросы предоставления прав на объекты интеллектуальной собственности. Поэтому особое внимание сейчас нужно уделить проблемам защиты прав на эти объекты. Эти вопросы должны быть отображены в Гражданском, Уголовном и Административном Кодексах. Так, проект Книги четвертой Гражданского Кодекса Украины (Право интеллектуальной собственности), внесенный на рассмотрение Верховного Совета Украины, не отвечает требованиям, как действующего законодательства Украины, так и международных договоров, участницей которых является Украина или присоединение к которым планируется. Этот проект требует коренной переработки.

Кроме усовершенствования действующего законодательства в этой сфере, которое обусловлено потребностями отечественной экономики, соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в соответствии с обязательствами Украины по имплементации в национальное законодательство признанных норм международного законодательства по вопросам охраны интеллектуальной собственности. Эти изменения и дополнения обусловлены необходимостью гармонизировать некоторые положения действующего законодательства, в частности, уголовного, гражданского, административного, антимонопольного, таможенного и т. п., с требованиями Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), иных международных договоров, к которым относятся, в частности, договоры Украины с США и ЕС, в соответствии с которыми наше государство в течение ближайших 2-3 лет должно создать систему охраны интеллектуальной собственности на уровне наиболее развитых стран мира.

Существует ряд нерешенных проблем, которые усложняют эффективное выполнение законодательства Украины об охране интеллектуальной собственности.

В прошлом году был принят новый Закон Украины "Об охране прав на указания происхождения товаров". Он особенно актуален для такого региона, как Крым. К сожалению, затянувшееся реформирование патентной системы привело к серьезному отставанию в разработке подзаконной нормативной базы. Таким образом, реализовать на практике свои права собственники этого объекта не могут. Необходимо срочно ввести в действие нормативные акты и обеспечить охрану этого объекта промышленной собственности в Украине.

Законами Украины об охране прав на объекты промышленной собственности предусмотрена государственная поддержка и стимулирование процессов создания и использования объектов промышленной собственности путем льготного налогообложения, кредитования и т. п. Вместе с тем, в 1993 году были отменены налоговые льготы, связанные с использованием изобретений, и сейчас действующее законодательство по налогообложению и кредитованию не содержит прямых льготных норм для изобретателей и лиц, которые используют изобретения. Это отрицательно влияет как на изобретательскую активность, так и на количество изобретений, которые используются. Статистический анализ подтверждает, что в период действия указанных льгот в стране резко возрастала как изобретательская активность, так и количество использованных изобретений.

Ранее Госпатент Украины неоднократно выходил с предложениями о внесении изменений и дополнений к действующим законодательным актам, а также к проектам новых законов в части налогообложения. Но эти предложения, к сожалению, не были учтены.

Создание механизма стимулирования создания и использования изобретений, а также государственного контроля за экспортом результатов научно-технической деятельности - это лишь одна сторона проблемы передачи технологий. Не менее важным является вопрос создания государством благоприятных условий для успешной коммерциализации результатов отечественных научных разработок на внутреннем и внешнем рынках.

Проблема состоит в том, что научно-технический потенциал страны недостаточно используется. Это связано с отсутствием финансирования перспективных проектов для их коммерческой реализации, недостаточностью правовой охраны результатов научно-технических достижений. Отечественные научные организации не имеют средств, необходимых для получения надлежащей правовой охраны изобретений в иностранных государствах и их маркетинга на мировом рынке.

Имеет место неконтролируемое и бесплатное использование, как в Украине, так и за ее пределами оригинальных и охраноспособных отечественных разработок, в частности, стратегически важных технологий в таких областях как космическая техника, ядерная физика, производство вооружений и иных видов военной техники.

Все это ведет к научно-технологическому отставанию Украины, оттоку интеллектуального и научного потенциала за ее пределы. К тому же, государство недосчитывается значительных валютных отчислений, которые могли бы поступить от продажи лицензий и экспорта наукоемкой продукции, что также ведет к ухудшению условий развития научно-технического комплекса Украины.

Вопросами защиты прав на объекты интеллектуальной собственности должны заниматься в первую очередь их владельцы. Правильное понимание этих проблем со стороны руководства отечественных компаний является залогом успешной работы не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Все больше отечественных предприятий начинают уделять этим вопросам надлежащее внимание. Иные пришли к этому, изучая зарубежный опыт, другие - через преодоление собственных горьких ошибок.

Уже хрестоматийными стали случаи недостаточной патентно-правовой проработки поставок украинских танков в Пакистан или отчуждение прав на товарный знак "Прима" Киевской табачной фабрикой.

В первом случае московский институт стали, который еще во времена СССР в сотрудничестве с украинскими предприятиями был заявителем по авторскому свидетельству на систему противоснарядной защиты танка, самостоятельно попытался получить патент Пакистана на это изобретение. Сложность ситуации заключалась в том, что московский институт, даже еще не имея патента, предъявлял претензии украинской стороне и пытался сорвать поставки техники. Только после того, когда совместными усилиями правительственных органов двух стран, равно заинтересованных в танковом контракте, была отбита "патентная атака" российского Института стали, КБ им. Морозова восстановило функционирование своей патентной службы. Патентные специалисты начали активную работу с конца 1998 года. Надеемся, что теперь такие случаи станут невозможными.

Во втором случае товарный знак популярных сигарет "ПРИМА", длительное время использовавшийся многими украинскими предприятиями по сути дела был отчужден в пользу только одного из них - Киевской табачной фабрики. Этот момент был удачно использован брэнд-менеджерами правопреемника фабрики - совместного украинско-немецкого акционерного общества "Реемстма-Киев табачная фабрика". Все присутствующие здесь знают, что грамотно проведенная ими маркетинговая компания, основанная на известном знаке, позволила компании занять лидирующее положение на рынке сигарет определенного класса. Более того, этот знак получил "новое дыхание" и теперь стал родоначальником своих младших собратьев, которые уже не имеют ничего общего со старой "ПРИМОЙ". Таким образом, мы имеем пример удачного использования старой торговой марки для проведения агрессивной маркетинговой компании с целью продвижения на рынок новых товарных знаков.

Данный случай имеет хрестоматийное значение еще и в силу того, что факт отчуждения "старого" знака стал предметом многочисленных судебных разбирательств в судах всех инстанций - от суда города Киева до Президиума Высшего арбитражного суда Украины. На сегодня этот спор еще не нашел своего разрешения в суде, возможно, потому, что остроту проблемы сняли новые марки сигарет, которые начали в свою очередь выпускать другие предприятия. Следует отметить, что похожие проблемы существовали и для других старых марок, особенно в пищевой и фармацевтической промышленности. Достаточно вспомнить товарные знаки "Валидол", "Водка "Столичная", "Газета "Аргументы и Факты" и др.

Современный украинский рынок предлагает нам и другие примеры удачного использования зарегистрированных товарных знаков, более "спокойные" в отношении правовых проблем. Например, знаки "Оболонь", "Гетьман", "Корона", "Немирофф" вышли на рынок в полном соответствии с требованиями национального законодательства. Теперь основная забота руководства этих компаний заключается в защите своих "раскрученных" знаков от посягательств недобросовестных конкурентов. Это нормальная, я бы даже сказал, рутинная работа руководства компаний, которые уделяют своей интеллектуальной собственности надлежащее внимание. Чтобы знак приносил доход за ним нужно "ухаживать". В условиях цивилизованного рынка вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности являются приоритетными для руководителя. Растет интерес к этим проблемам и у отечественных предпринимателей.

В этой связи интерес представляет социологический опрос, проведенный Коалицией по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности (CIPR) среди 102 ведущих отечественных фирм и иностранных компаний, работающих на украинском рынке.

Опрос показал следующее:
Проблема подделки товаров стала важным вопросом для большинства ведущих компаний. Только 20% опрошенных заявило, что им неизвестно о подделке их продукции. Из 51% опрошенных компаний, которые согласились разгласить финансовую информацию о потерях от нарушений прав интеллектуальной собственности, каждая четвертая заявила, что ее годовые потери достигают уровня 1 млн. долларов США в год, для 12% потери составляют от 1 до 5 млн. долларов в год, а для 4% компаний от 5 до 50 млн. долларов в год. Годовые потери определялись Коалицией как потери от неосуществленной реализации товаров и услуг плюс затраты на защиту от нарушений.

К сожалению, большинство из опрошенных (71%) заявило, что, по их мнению, Правительство не уделяет должного внимания защите прав интеллектуальной собственности. Очень низко оценивают руководители ведущих компаний деятельность государственных органов, имеющих компетенцию в этой сфере. Только деятельность бывшего Госпатента, была оценена украинским предпринимателями выше 3-х баллов по 5-ти бальной шкале. Остальные органы получили еще более низкую оценку.

Привлекает внимание тот факт, что некоторые международные и отечественные компании воздержались от осуществления необходимых, в соответствии с национальным законодательством действий, чтобы зарегистрировать свои товарные знаки. Менее половины опрошенных заявили о том, что за прошлый год подавали свои знаки на регистрацию в Госпатент Украины.

Опрос также показал, что некоторые предприниматели ненадлежащим образом используют уже имеющиеся у них права. Как показывает опыт, несмотря на несовершенство законодательства, определенных успехов в эффективной защите прав интеллектуальной собственности можно добиться уже сегодня. По моему мнению, проблема заключается в недостатке опытных специалистов, которые могли бы оказывать этим компаниям правовую помощь.

У наших компаний очень велик интерес к информации о проблемах защиты интеллектуальной собственности. Значительная часть опрошенных (81%) заявила о заинтересованности принимать участие или получать информацию о новых инициативах Коалиции по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности. Правда, только 46% согласны финансировать правительственную рабочую группу, создаваемую для усовершенствования правовых механизмов в этой области. И только 45% респондентов согласились принять участие в подготовке тренинга по системе Case Study по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Хотелось бы отметить, что, как говориться, "под лежачий камень вода не течет", а "спасение утопающих, - дело рук самих утопающих". Никто за Вас не сделает Вашу работу. Мы должны сами наладить охрану прав интеллектуальной собственности в нашей стране на уровне, не ниже, чем в развитых странах Европы. Это не только требования международных обязательств, взятых на себя Украиной. Это еще и наша внутригосударственная потребность, вызванная экономическими причинами.

Известны страны с развитой экономикой и малочисленной армией. Есть процветающие страны, в которых армии нет совсем, но миру неизвестны развитые страны, в которых нет эффективной системы охраны интеллектуальной собственности. Если мы хотим сделать нашу страну богатой, этот путь придется пройти и нам.

Учитывая сказанное, можно сделать заключение.

Интеллектуальные ресурсы Украины могут и должны стать одним из главных источников прироста общественного богатства нации, а перспективные инновационные разработки могут стать экспортным товаром.

Научные организации нуждаются в услугах высококвалифицированных специалистов, способных помочь в коммерческой реализации их достижений и защите их от незаконного использования. Предпринимателям нужны услуги высококвалифицированных маркетологов и правоведов, которые могли бы достойно представлять такие проекты инвестиций, которые предоставят самую большую отдачу. Прежде всего, это касается тех сегментов внутреннего и мирового рынка, в которых удовлетворение платежеспособного спроса невозможно без инновационной деятельности.

С этой целью Госпатент Украины еще 5 лет назад предлагал создать в Украине Национальный фонд технологий (НФТ), который должен был бы стать бесприбыльной организацией, играющей роль национального координатора в области коммерциализации украинских технологий и оборудования. Насколько мне известно, сейчас задача создания структуры с подобными функциями поставило перед собой Министерство просвещения и науки. Хочу пожелать всяческих успехов в этой работе замдиректора УкрИНТЭИ Николаенко Л.И.

Есть еще одна проблема, которой необходимо уделить самое пристальное внимание. Нормативно неурегулированной остается система первичного учета, инвентаризации и оценки нематериальных активов, в том числе, объектов промышленной собственности, результатов научных разработок и т. п. Как показывает мировой опыт, стоимость этих форм собственности в некоторых случаях может намного превосходить стоимость созданных на ее базе материальных объектов.

Действующий порядок экспертной оценки нематериальных активов, утвержденный приказом Фонда госимущества, имеет существенные недостатки. Значительное количество предприятий, которые приватизируются, в силу различных обстоятельств, меняют ориентацию своей деятельности и, таким образом, не предусматривают и не учитывают использования созданных прежним собственником объектов промышленной собственности.

Низкий уровень спроса на инновации, которыми могут быть объекты промышленной собственности, а также финансовые затруднения, возникшие у значительной части новых собственников, приводят к тому, что объекты промышленной собственности не используются, а охранные документы на них не поддерживаются в действии. Это наносит ущерб непосредственно как изобретательской деятельности, так и государству в целом за счет утраты научно-технического, инновационного и торгово-экономического потенциала и т. п.

Проведенный в 1998 году анализ состояния работы министерств и ведомств относительно координации деятельности подчиненных предприятий, организаций и учреждений в сфере правовой охраны промышленной собственности показал, что должного внимания этим вопросам не уделяется. Это привело к резкому сокращению численности или ликвидации патентных подразделений на предприятиях, в организациях и учреждениях, что отрицательно сказалось на состоянии работы, связанной с правовой охраной объектов промышленной собственности и привело к большим убыткам, как предприятий, организаций и учреждений, так и государства в целом.

Учитывая это, Госдепартаменту предстоит вместе с представителями базовых министерств завершить работу, начатую в Госпатенте, а именно, добиться введения в действие уже разработанных типовых положений о подразделениях по вопросам охраны объектов интеллектуальной собственности для министерств (иных центральных органов исполнительной власти), а также предприятий, организаций и учреждений. Создание и восстановление деятельности этих подразделений будет оказывать содействие развитию научно-технического творчества и становлению экономики Украины.

Существенной проблемой является незавершенность формирования структуры государственной системы охраны промышленной собственности, особенно в правоохранительных органах (МВД, Таможенная служба, суды), что делает невозможным эффективное выполнение законодательства в этой сфере. Процедуры Антимонопольного комитета по борьбе с недобросовестной конкуренцией недостаточно эффективны и также требуют совершенствования.

Кроме того, неопределенность статуса и полномочий Госдепартамента усложняет создание инфраструктуры патентной системы, в том числе такого важного ее элемента как Апелляционная палата, которая в отсутствие специализированного патентного суда призвана выполнять функции административного органа, в котором можно опротестовать решение патентного ведомства.

Существующий механизм обеспечения эффективной защиты прав на объекты промышленной собственности, в частности, судебного решения споров, которые возникают при реализации этих прав, требует усовершенствования. Необходимость надежной судебной защиты в этой сфере предусмотрена рядом международных договоров, в том числе, Соглашением о торговых аспектах интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS) и Соглашением о сотрудничестве между Украиной и ЕС. В связи со спецификой таких дел, несовершенством нормативной базы и отсутствием подготовленных специалистов, Госпатентом и Антимонопольным комитетом в течение ряда лет поднимался вопрос о необходимости создания специализированного патентного суда.

Эффективность выполнения действующего законодательства в сфере охраны интеллектуальной собственности в значительной мере зависит от уровня патентно-правовой подготовки, как творцов этой формы собственности, так и специалистов, связанных с использованием этих объектов. К сожалению, многим изобретателям еще психологически трудно осознать, что именно они полноправные собственники своих творческих разработок, и от них в определяющей мере зависит обеспечение своевременной правовой охраны и эффективное использование изобретений. Такая же проблема стоит перед нашими промышленниками и предпринимателями. Им так же предстоит осознать, что за правами интеллектуальной собственности стоят монополия на рынке их продукции и большие деньги.

Существенной проблемой на пути дальнейшего развития государственной системы охраны промышленной собственности является острый недостаток квалифицированных специалистов в этой области. Работа экспертов, патентных поверенных, других специалистов, которые имеют дело с обеспечением приобретения и использования, прав на объекты промышленной собственности, требует специальной юридической (патентно-правовой) и научно-технической подготовки. Их деятельность тесно связана с обработкой и исследованием большого массива патентной и научно-технической информации, большая часть которой поступает и хранится на современных электронных носителях и изложена на иностранных языках. Это требует соответствующей компьютерной и языковой подготовки специалистов.

Не хватает правовой подготовки в сфере охраны интеллектуальной собственности как субъектов, которые создают эти объекты (научных работников, изобретателей, конструкторов, технологов, дизайнеров), так и у должностных лиц, ответственных за использование этих объектов. В Украине практически нет специалистов по маркетингу интеллектуальной собственности.

Отсутствует комплексная государственная система обучения, подготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам охраны интеллектуальной собственности. Вследствие этого, в научно-исследовательских учреждениях и на предприятиях не уделяется должного внимания вопросом своевременного обеспечения правовой охраны создаваемых объектов промышленной собственности, результатов научных исследований.

В 1997 году в Киеве создан Институт интеллектуальной собственности и права, который должен стать координационным и методологическим центром обучения и повышения квалификации специалистов в этой области и войти в инфраструктуру государственной системы охраны промышленной собственности. Этому Институту Госпатент Украины, как учредитель, выделил прекрасные помещения, оснастил его компьютерной техникой, профинансировал разработку уникальных учебных программ. Мы предполагали, что кроме обучения студентов и повышения квалификации специалистов, в нем пройдут подготовку преподаватели в области интеллектуальной собственности для высших учебных заведений. К сожалению, затянувшийся период реорганизации не позволил осуществить намеченное. Но это направление имеет большое значение для государства и его необходимо поддерживать и развивать.

Необходимо больше внимания уделять контактам с представителями реальной экономики. Нельзя не признавать того, что именно для них существует патентная система. Поэтому нужно чаще проводить международные семинары, отраслевые и региональные конференции, семинары и совещания по вопросам охраны и использования прав на объекты промышленной собственности при непосредственном участии представителей промышленности, науки, образования. Следует активизировать работу со средствами массовой информации. У меня есть уверенность в том, что и эта научно-практическая конференция станет определенным этапом в обсуждении и решении важных проблем охраны интеллектуальной собственности.

Следует активизировать сотрудничество с неправительственными и общественными организациями по вопросам охраны промышленной собственности, в частности, с Международной ассоциацией по охране промышленной собственности (AIPPI), Международной федерацией изобретательских организаций (IFIA), Международной федерацией патентных поверенных (FICPI), Лицензионным товариществом (LES), Международной ассоциацией собственников товарных знаков (INTA).

Хочу надеяться, что новое руководство патентного ведомства видит пути и направления преодоления перечисленных проблем и, со своей стороны, осуществит необходимые для этого мероприятия.

Уважаемые друзья! Пользуясь случаем, хотел бы напомнить, что в скором времени, а точнее - 18 сентября этого года, мы с вами будем уже в седьмой раз торжественно отмечать День изобретателя и рационализатора Украины. Этот праздник, установленный Указом Президента Украины от 16 августа 1994 года, по моему мнению, касается многих присутствующих на этой конференции. Позвольте, в заключение, поздравить Вас с этим праздником и пожелать всем участникам конференции плодотворной работы

Благодарю за внимание.

Петров В.Л., член Совета по вопросам науки и научно-технической политики при Президенте Украины, заместитель председателя исполнительного комитета Парижского Союза по охране промышленной собственности.

вернуться в раздел Публикации

desclaimer
Created by mc design - Creative Design Lab
GERMANY, RUSSIA, UKRAINE, UZBEKISTAN, ESTONIA, ALBANIA, KOSOVO, MONGOLIA