ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

"Практика приобретения и использования прав на товарные знаки в Украине и за рубежом"

Радомский В.С.
Патентный поверенный Украины Начальник отдела товарных знаков и промышленных образцов

ООО "Представительство ЕВРОМАРКПАТ в Украине"
КИЕВ, ул. Юрия Коцюбинского, 12, оф.1
тел. (044) 238-2720
факс: (044) 230-8305
post@euromarkpat.ua www.euromarkpat.ua

Уважаемые коллеги!

В настоящее время распространенным является мнение, что интеллектуальная собственность в нашей стране охраняется неэффективно, что национальная законодательная база несовершенна, поэтому иностранные инвесторы неохотно идут на наш рынок с высокотехнологической продукцией. Похожие мысли разделяют многие украинские предприниматели и поэтому не уделяют вопросам охраны своих прав достаточного внимания. А там где невнимательно относятся к своим правам, точно так же относятся к чужим. Подобная практика приводит ко многим неприятностям, поскольку в результате такого пренебрежения либо они становятся жертвами нарушений со стороны других предпринимателей, либо сами становятся вольными или невольными нарушителями.

Возможно, что в мнении о недостаточной эффективности украинской системы охраны прав интеллектуальной собственности есть доля правды, однако сейчас это не является справедливым на все 100%, и, по моему мнению, ситуация не настолько уж безнадежная. Нельзя опускать руки и отказываться от борьбы лишь на основании того, что якобы наше законодательство неэффективное. "Под лежачий камень вода не течет", - этот принцип может стать главным для тех, кто хочет достичь успеха.

Справедливым для наших предпринимателей является и другой принцип: "Семь раз отмерь - один раз отрежь". Особенно он важен при постановке нового изделия на производство или при "раскрутке" нового бизнес-проекта, поскольку нужно не только надежно защитить свои права, но и предпринять значительные усилия чтобы не нарушить чужих прав.

Хочу заметить, что ситуация не стоит на месте. На протяжении последних лет состоялись определенные сдвиги относительно повышения эффективности защиты прав интеллектуальной собственности в Украине. Были внесенные изменения в действующие законодательные акты и приняты новые законы, в частности, по новому Уголовному кодексу Украины была установлена уголовная ответственность за нарушение прав на товарные знаки и фирменные наименования (ст.229). Был создан правовой механизм защиты прав на товарные знаки на таможенной границе Украины и т.п. Мы уже имеем опыт защиты прав на известные товарные знаки с применением уголовно-правовых средств.

Впрочем, учитывая отсутствие достаточного опыта относительно применения этих правовых норм к нарушителям в сфере интеллектуальной собственности, главным правовым инструментом в защите прав на товарные знаки остается судебная защита и/или административное производство относительно недобросовестной конкуренции в органах Антимонопольного комитета Украины.

Я хотел бы ознакомить Вас с одним из наших дел, которое представляет интерес с той точки зрения, что при достижении нужного нам результата мы использовали несколько юридических инструментов, которые нам сейчас предоставляет украинское законодательство.

В апреле 2002 года к нам обратилась компания БАКАРДИ ЭНД КОМПАНИ ЛИМИТЕД которая является известным производителем высококачественных алкогольных напитков. В состав этой компании входит предприятие, которое производит знаменитые вермуты под торговой маркой "MARTINI", права на которую принадлежат компании БАКАРДИ ЭНД КОМПАНИ ЛИМИТЕД.

В Украине компания является владельцем свидетельств на товарные знаки, которыми маркируются вермуты "MARTINI", а также действующих международных регистраций, действие которых распространяется на территорию Украины. Кроме этого, БАКАРДИ ЭНД КОМПАНИ ЛИМИТЕД является владельцем патента Украины №1925 на промышленный образец. Все указанные регистрации и патент являются действующими в Украине и охраняются согласно законодательству в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Украина.

Компания обратилась к нам с просьбой защитить ее интересы в связи с тем, что ее законные права как владельца указанных товарных знаков и патента нарушались украинской фирмой N.

Эта фирма с начала марта 2002 года изготавливала слабоалкогольный напиток "MARTIN", который реализовался в магазинах г. Харькова и Харьковской обл., а также в других местах Украины. Образцы маркировки и упаковки слабоалкогольного напитка "MARTIN" приведены на слайдах.

Мы считали, что применение производителем слабоалкогольного напитка "MARTIN", маркирование и упаковки товара знаками, которые приводят к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, с которым находится в конкурентных отношениях, нарушает охраняемые законом интересы и права владельца указанных свидетельств и патента. Незаконное использование товарного знака и упаковки товара действующее законодательство относит к недобросовестной конкуренции (ст. 4 Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции").

Особую опасность этому правонарушению придает использование фирмой N для своего товара упаковки, которая копирует внешний вид всемирно известной продукции под торговой маркой "MARTINI". Это касается в первую очередь характерной формы бутылки, которая охраняется в Украине как объемный товарный знак (международные регистрации №676507, №676508) и промышленный образец (патент Украины №1925). Затронуты также права на словесные товарные знаки "MARTINI" (свидетельство Украины №6293), "MARTINI & ROSSI" (свидетельство Украины №6259), комбинированные обозначения (свидетельства Украины №6203, 6233, 6234 и международная регистрация №678883).

Нарушение прав интеллектуальной собственности компании БАКАРДИ ЭНД КОМПАНИ ЛИМИТЕД со стороны фирмы N наносило значительный ущерб не только интересам законного владельца торговой марки маркой "MARTINI", но и потребителям - гражданам Украины, которые покупало контрафактный товар, думая что покупают настоящую продукцию "MARTINI", поскольку внешний вид элементов оформления напитка "MARTIN" (характерная форма бутылки, этикетка, кольеретка и контрэтикетка) создают устойчивую ассоциативную связь с оформлением настоящей продукции "MARTINI".

Исключительная циничность, с которой производитель контрафактной продукции "MARTIN" незаконно использовал права интеллектуальной собственности, которые принадлежат компании БАКАРДИ ЭНД КОМПАНИ ЛИМИТЕД, и значительный масштаб этого правонарушения, заставили нас обратиться за защитой в Антимонопольный комитет Украины не прибегая к предварительным переговорам с нарушителями.

АМКУ принял от нас официальное заявление с требованием прекратить нарушение прав со стороны украинской фирмы N и принял соответствующие меры в соответствии с действующим законодательством Украины.

В результате фирма N прекратила нарушения и отозвала из Укрпатента заявки на товарный знак "MARTIN" и промышленный образец "Бутылка", которые она уже успела подать. Вся контрафактная продукция, которую фирма N успела изготовить к началу административного расследования по рекомендациям АМКУ была возвращена из торговой сети на склад. В видеофильме показана процедура уничтожения запасов расходных материалов (комплектов этикеток и пустых бутылок), а также приведение готового товара в состояние, которое делает невозможным его дальнейшую реализацию.

В связи с прекращением правонарушения и полным уничтожением контрафактного товара, наш клиент посчитал возможным не привлекать нарушителя к уголовной ответственности и не подавать на него иск в хозяйственный суд.

В ходе расследования этого дела мы прояснили для себя несколько интересных моментов.

Во-первых. Нарушители стали более находчивыми в осуществлении правонарушений, поскольку старались зарегистрировать в патентном ведомстве "измененный" знак "MARTIN" и получить патент на промышленный образец.

Во-вторых, современное украинское законодательство разрешает эффективно прекращать даже такие "утонченные" (на первый взгляд) правонарушения.

В-третьих, большую роль играет профессиональная подготовка представителей владельцев товарного знака, права на который были нарушены, поскольку нужно оперативно реагировать на запросы государственных органов, представлять экспертные выводы, аргументировать правовую позицию и т.п.

Таким образом, я хотел бы подчеркнуть, что сейчас в Украине создано довольно эффективное правовое поле, которое позволяет отстаивать свои права владельцам товарных знаков (равно как и других объектов интеллектуальной собственности). Необходимо лишь настойчиво достигать своей цели.

Какие же выводы можно сделать из этого примера для украинских предпринимателей?

Перед тем как начать выпуск нового изделия или начать какой-либо другой бизнес-проект, например, внедрение нового финансового инструмента (банковской услуги), необходимо провести полный анализ этих объектов, поскольку они в первую очередь являются результатами интеллектуальной деятельности сотрудников предприятия.

Анализ должен показать перечень возможных объектов, которые подлежат правовой охране как интеллектуальная собственность. При этом нужно не только озаботиться приобретением прав на созданные сотрудниками предприятия объекты (зарегистрировать товарные знаки, запатентовать изобретения и промышленные образцы, оформить передачу авторских прав на программное обеспечение, фотографии, рисунки, художественные произведения и т.п.), но и предусмотреть возможность непреднамеренного нарушения чужих прав.

Например, размещенный без разрешения владельца на рекламном буклете или вывеске красивый логотип известной компании может стать причиной больших материальных потерь.

В международной практике известно множество подобных случаев. Вот один из них. Французская компания, производящая чехлы для одежды, разместила на последней странице своего рекламного буклета изображение товарной марки, принадлежащей другой компании, известной как производитель престижной одежды, обуви, парфюмерии. Немедленно последовал иск в суд против французской компании, который буквально поставил ее на грань банкротства. Все это произошло только из-за пренебрежительного отношения сотрудников этого предприятия к вопросам интеллектуальной собственности.

Все описанные здесь случаи характеризуются одной чертой - предприниматели, нарушившие чужие права, знали или подозревали что используют не свои собственные результаты интеллектуальной собственности. Они просто не придали значения тому обстоятельству, что могут быть наказаны

Для украинских предпринимателей подобная беспечность еще более характерна. Однако, рынок хороший учитель. С каждым подобным случаем осведомленность общественности в вопросах интеллектуальной собственности растет, что не может не радовать.

Что же должен сделать предприниматель, чтобы обезопасить свой бизнес?

Я могу рекомендовать обратиться за помощью к специалисту. Из опыта нашей работы могу сказать, что украинскому заявителю нужно не только зарегистрировать товарный знак в патентном ведомстве, но и разъяснить нормы законов, дать консультацию по поводу интересующего его объекта. Сделать это может только специалист. Что касается порядка регистрации товарного знака, то я обращаю внимание на розданные Вам материалы. В Вашей папке находится документ "Порядок регистрации знака [торговой марки, знака для товаров и услуг, товарного знака, логотипа, брэнда, названия продукции, этикетки, эмблемы, коммерческого (фирменного) наименования]

Под всеми этими "грозными" названиями кроется тот самый товарный знак, который отличает Вашу продукцию или Ваши услуги от товаров или услуг других предпринимателей. В данном документе описан алгоритм наших возможных взаимоотношений, в случае, если Вы решитесь обратиться к нашей фирме за защитой Ваших интересов.

Как видите все достаточно просто. В случае, если Вас интересует защита Ваших интересов в иностранных государствах алгоритм остается точно таким же. За тем "маленьким" изменением, что с помощью наших коллег мы будем представлять Вас в любой стране мира перед их патентными ведомствами.

Вы можете спросить: "В чем преимущество "EUROMARKPAT" перед другими патентными фирмами?". Я Вам отвечу. Наше преимущество не только в том, что в наших офисах во многих странах мира работают опытнейшие поверенные и юристы. Не только в том, что Вам не нужно общаться и вести переписку с иностранными поверенными на их языке - это за Вас сделаем мы. Не только в нашей четкости и пунктуальности в общении с клиентами - многие наши коллеги работают не хуже. Главное наше преимущество в том, что мы международная компания, которая серьезно экономит деньги клиента, поскольку обратившись в любой наш офис в любой стране мира клиент получит качественные услуги в иностранном государстве по той же цене, что и граждане этого государства.

Что имеется ввиду? Если украинскому заявителю нужно зарегистрировать товарный знак или промышленный образец в Ведомстве Европейского Союза, то он может обратиться в наше представительство в Киеве и это будет ему стоить ровно столько же как если бы он обратился за помощью напрямую к европейскому поверенному. Более того, его расходы будут точно такие же, как если бы знак регистрировал предприниматель из государства-участника ЕС. У нас полностью исключены затраты клиента на посредников.

Если Вам нужна не региональная (европейская) или международная, а национальная регистрация знака в только лишь в Германии, или России, или Узбекистане, или, даже например, в Албании и Монголии, то за наши услуги Вы заплатите ровно столько же, сколько заплатили бы поверенным этих стран, обратившись непосредственно к ним. Прибавьте к этому удобство коммуникации на своем родном языке и немаловажную возможность личного общения с поверенным.

В нашей стране зарегистрировано более 200 поверенных из которых только малая часть может реально обеспечить защиту интересов клиента за рубежом, но кто из них может предоставить такие преимущества? Уверяю Вас, таких найдется немного.

Если учесть, что мы оказываем комплексные услуги, т.е. не только регистрируем товарные знаки, но и патентуем изобретения, полезные модели, промышленные образцы, защищаем интересы клиента в судах, апелляционных советах, таможнях, антимонопольных органах, то редко кто может конкурировать с нашей фирмой на равных.

Я буду рад ответить на Ваши вопросы, которые возможно у Вас возникли.

Благодарю за внимание.

© В.С.Радомский, 2004

вернуться в раздел Публикации

desclaimer
Created by mc design - Creative Design Lab
GERMANY, RUSSIA, UKRAINE, UZBEKISTAN, ESTONIA, ALBANIA, KOSOVO, MONGOLIA